Молодые учёные ЦЭМИ РАН провели отчётное мероприятие по программе «РОСМИМ» 06.06.2025

23 мая 2025 года состоялся первый выпуск просветительского и образовательного проекта от ЦЭМИ РАН – «Российская мастерская инновационного моделирования» (РОСМИМ), проходившего под руководством молодых учёных Центрального экономико-математического института РАН. Отчётное мероприятие, посвящённое завершению проектной деятельности учеников 10 инженерного и экономического классов, стало замечательным завершением учебного года.

Подготовкой исследований в рамках проектной деятельности учеников занималась команда молодых учёных ЦЭМИ РАН и преподаватели Школы на проспекте Вернадского:

Евдокимов Дмитрий Сергеевич
Аксёнова Елена Сергеевна
Катасонова Кристина Александровна
Уварова Наталия Михайловна
Каткова Лилия Александровна

Вместе с ними большой вклад в координацию и организацию мероприятия внесли: Иншаков Андрей Алексеевич, Черненко Дмитрий Витальевич и Шеремет Алёна Алексеевна.

При поддержке молодых учёных проектная деятельность приобрела научную составляющую и осваивалась за счёт междисциплинарного подхода. Каждая команда формировалась из одного-двух представителей экономического и инженерного классов. Это позволило объединить техническое мышление и аналитические навыки, обеспечив всесторонний взгляд на решаемые задачи, и усилить совместную коммуникацию, сформировав настоящие научные группы. На протяжении учебного года школьники работали в тесном взаимодействии с наставниками из ЦЭМИ РАН, изучая особенности ведения проектной деятельности, знакомясь с экономическим анализом, развивая навыки в сфере имитационного моделирования.

Десятиклассники не просто изучали теорию имитационного моделирования, они также учились мыслить критически, ставить гипотезы и проверять их на практике. Каждый участник смог почувствовать себя в роли исследователя – с настоящими вопросами, данными, неопределённостью и поиском решений. Также у всех была возможность написать собственную статью и опубликовать её в журналах ВАК К2.

Знаковым достижением для участников междисциплинарных команд стала публикация коллективной монографии, подготовленной в сотрудничестве с молодыми учёными ЦЭМИ РАН, – «Трёхуровневая система подготовки междисциплинарных ИТ-специалистов: НИИ – ВУЗ – ШКОЛА».

На отчётном мероприятии результаты представили участники проектных команд: Е. Ю. Каткова, К. Д. Иванов, А. Р. Кононов, Л. В. Тарочкин, Д. Е. Сусоева, М. С. Андриянова, У. В. Марьяшина, А. И. Чирикова, Е. А. Корольчук, И. С. Чернецов.

Каждый проект – это целая история. Ребята рассказали о своих исследованиях, представили собственные разработки, поделились тем, как справлялись с трудностями, и какими победами могут гордиться. Во многих проектах применялись методы моделирования социально-экономических процессов, системного анализа, построение прототипов цифровых двойников и прогнозирование последствий решений.

К мероприятию также присоединились ученики 4-х классов Школы на проспекте Вернадского, для которых сотрудники ЦЭМИ РАН провели увлекательную лекцию-беседу о том, что такое имитационное моделирование, зачем нужно программирование и как сегодня строится проектная работа. Эта встреча стала ярким примером того, как может выглядеть преемственность поколений в науке – от младших школьников до молодых исследователей.

Мероприятие завершилось торжественной церемонией награждения: 10 учеников получили высокие оценки на различных региональных и всероссийских конкурсах, где они успели стать победителями и призёрами: «Наука для жизни», «Инженеры будущего», «Высший пилотаж», Lingua+ и другие. Также они были отмечены наградным листом «Золотой фонд РОСМИМ» и памятными подарками вместе с брендированной продукцией проекта.

Сотрудничество ЦЭМИ РАН и Школы на проспекте Вернадского в рамках «РОСМИМ» становится не просто образовательной инициативой – это модель реального научного взаимодействия, где подростки погружаются в исследовательскую среду, а учёные открывают для себя новые горизонты в научно-просветительской деятельности. Такие инициативы формируют не только будущих инженеров и экономистов – они закладывают культуру научного мышления у молодёжного сообщества.

Авторы статьи: молодые учёные ЦЭМИ РАН