Вспоминаю свой школьный альбом. Среди фотографий – исписанные ровным почерком листочки с сокровенными мечтами о том, кем хотят стать мои одноклассники.
Я немного завидовала тем, кто определил свою цель и уверенно шел к ней. Ведь в моем альбоме речь шла сразу о двух профессиях: учителя и врача.
Очень напряженным и непростым был мой выбор: кем быть - учителем или врачом? И медицина, и педагогика меня привлекали тем, что в их основе – внимание к человеку, желание помочь, стремление сделать чью-то жизнь полноценной и насыщенной. И если благородное назначение медицины - помогать при болезнях тела и души, то призвание педагога - излечивать недуги, возникающие при становлении личности, взрослении души.
С юности врезались в мою память слова из популярного фильма, герои которого рассуждают о важности этих профессий: «Ошибки врачей дорого обходятся людям… Да, ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого».
Теперь я точно знаю, что именно этот путь, который я прошла, помог мне стать учителем и не пожалеть о выборе учительской профессии.
Еще студенткой III курса Ярославского государственного педагогического института я стала работать учителем биологии в школе, выпускницей которой еще недавно была сама.
Уже тогда я открыла первое для себя правило учителя - главный человек на уроке для меня - мой ученик.
Важно найти для каждого ученика такое слово, в котором он сейчас нуждается, почувствовать настроение, создать атмосферу взаимопомощи, сотрудничества. Только такое искреннее, доверительное приятие каждого ребенка рождает ответное доверие и открытость.
Я рада, что могу, как А.В.Суворов, воскликнуть: «Я счастлив тем, что повелеваю счастьем!». И если знаменитый военачальник был счастлив, ведя полки к победе, то я ощущаю счастье, когда осознаю смысл моего служения ученикам.
Много педагогических открытий довелось мне сделать в союзе с моими коллегами. На этих уроках мы учили каждого ребенка быть личностью, проходили ступени роста, двигались к высотам духовных богатств, учили и сами учились быть красивыми не только снаружи, но и внутри.
Тогда же я поняла, что духовный мир учителя, его мысли, интересы, нравственные устои должны быть примером для детей. Для этого нужна кропотливая, каждодневная работа над собой.
Как я могу взглянуть в глаза своих воспитанников, если сама где-то недорабатываю, опускаю руки? Могу ли я открыть в них яркие способности, а затем и развить, если сама не стремлюсь развиваться?
Уча, учимся! Это высказывание Сенеки стало еще одним моим правилом. Я уходила из школы, так как мой муж – военнослужащий, и нам приходилось переезжать с места на место.
Освоив новую профессию, стала работать бухгалтером, но долго прожить в мире цифр не смогла и вернулась в мир детства.
И снова мне повезло. Вернувшись в профессию, я открыла еще один принцип работы учителя: педагогика – это искусство. Искусство создания человеческих отношений. Искусство построения образовательного пространства.
Оказалось, что необходимо учиться забывать свои личные амбиции, сиюминутные интересы. Только это может дать ощущение настоящего счастья, когда наша общая радость, моя и моих детей, разлетится радужными брызгами, и мы уверенно и спокойно начнем все сначала, расцвечивая мир богатыми красками человеческих отношений.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость. Думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность… Любить…
Да, для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби. Это моя жизнь, и я порой чувствую себя врачом, главная заповедь которого «Не навреди!»